Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » = боголюбская икона божией матери =. Боголюбская икона божьей матери

= боголюбская икона божией матери =. Боголюбская икона божьей матери

Известная многим россиянам Боголюбская икона Божией Матери называется едва ли не самой важной иконой в русском церковном наследии.

Написана она была почти тысячу лет назад, многие события в России связаны с ней, и множество чудес приписывается ее чудотворной силе. О ее значимости для русского человека свидетельствует и множество списков (копий) с первоначального образа, и тот факт, что люди стремятся к этой иконе с молитвой и в наши дни. Об истории происхождения иконы, ее значении для христиан — эта статья.

История появления иконы

По преданию, в 1157 году великий суздальский князь Андрей Юрьевич Долгорукий держал путь из Вышгорода в Суздаль, в дороге ему сопутствовала 18 июня, за 10 верст до Владимира, телега резко остановилась и, несмотря на усилия лошадей, им так и не удалось сдвинуть ее с места. Свита князя разбила в этом месте походный шатер. Во время молитвы князю явилась Пресвятая Богородица и велела ему устроить на этом месте церковь Боголюбской иконы Божией Матери, названную в честь ее Рождества, а Владимирскую икону передать во Владимир.

Князь, вдохновленный этим событием, повелел придворным иконописцам написать образ Богородицы на доске из кипариса в том виде, в каком она явилась ему во время молитвы. Так появилась Боголюбская икона Божией Матери, фото которой представлено ниже. На этой иконе Богородица написана в рост, с поднятыми руками в молитве и с ликом, обращенным к Сыну. В ее правой руке изображен свиток с написанной на нем молитвой к Господу. Над образом Девы Марии изображены иконы, сопутствовавшие великому князю в его путешествии — Иисуса Христа, Владимирской и Гавриила и Иоанна Предтечи.


Празднование Боголюбской иконы

В первое время Боголюбская икона Божией Матери нашла свое место в Боголюбове, в церкви, построенной князем по просьбе Богородицы, вместе с Владимирской иконой. Считается, что находясь рядом с иконой Владимирской, Боголюбская словно переняла от нее чудотворную силу, став не менее почитаемой.

В календаре православных праздников упоминается более 260 почитаемых икон Богородицы, обладающих чудотворной силой, а вообще существует более 860 различных наименований ее. Для многих икон установлены свои дни празднования, для них написаны свои молитвы, акафисты и тропари. Каждая из икон Пресвятой Девы имеет свое действие: одна лечит, другая защищает, третья помогает в семейных делах.

Имеет день почитания и Боголюбская икона Божией Матери. Празднование происходит 18 июня по ст. стилю и 1 июня — по новому. В этот день почитаются также и другие образы Боголюбской иконы — Московская, Зимаровская, Угличская, Козловская, Юрьевская, Елатомская, Тульская, Тарусская, Усманская Боголюбская икона Божией Матери, фото которых представлены в этой статье.


Местонахождение иконы

Как уже было сказано выше, поначалу эта икона находилась в построенном святым князем Долгоруким храме Рождества Богородицы. Позднее вокруг этого храма был выстроен Боголюбский монастырь, в котором икона находилась до момента его закрытия в начале ХХ века. Однако после закрытия монастыря ее хранили в церкви Иоакима и Анны города Владимира. Начиная с 1946 года образ можно было увидеть в краеведческом В 1992 году его передали в а в 2009 была отправлена на обновление (реставрацию) во Владимиро-Суздальский музей Боголюбская икона Божией Матери, где находится она и поныне.


Виды иконографии

Иконографией в церковном смысле называют принятую систему правил и схем при изображении определенных образов или событий.

При изображении Богородицы существует несколько известных иконографических типов:

  • Оранта (образ Девы Марии с поднятыми вверх руками с развернутыми наружу ладонями и с младенцем на руках — символизирует заступническую молитву).
  • Елеуса (образ Богородицы с младенцем на руках, прижимающегося щекой к щеке Матери — символизирует высшую любовь Бога к людям).
  • Одигитрия (образ Богородицы на троне с младенцем на руках, держащим свиток, с обращенной правой рукой в его сторону — символизирует поклонение младенцу).
  • Панахранта (образ Девы Марии на троне с младенцем на руках с обращенной правой рукой в его сторону — символизирует величие Богородицы)
  • Агиосоритисса (образ Пресвятой Богородицы без младенца в молитвенной позе — символизирует моление за человечество).

Иконография образа

Боголюбская икона Божией Матери относится к последнему иконографическому типу — Агиосоритисса, однако она имеет несколько отличий от традиционных схем изображения Богородицы. В частности, содержит элементы типа Одигитрия и Оранта. На свертке, который находится в руках Матери Божией, пишется молитва, обращенная к Господу в защиту о роде человеческом. Известно, что текст, написанный на этом листке, менялся каждый раз при

Боголюбская Божья Матерь очень похожа на изображения Богородицы, выложенные мозаикой в церкви Санта-Мария, расположенной в городе Палермо. Аналогичное сходство прослеживается с образом, запечатленным на фреске Мирожского монастыря в Пскове, а также с ликом Девы Марии в композициях «Страшный суд» и «Сретение». Учитывая эти факты, историки сделали вывод, что первым автором этой иконы был византийский иконописец, прибывший ко двору князя Долгорукого и вернувшийся впоследствии на Родину.

Известные списки иконы

Слово «список» здесь имеет значение копии, списанной с оригинала.
О высоком почитании иконы свидетельствует тот факт, что русский народ за прошедшее тысячелетие создал несколько десятков ее копий, перенявших ее чудотворную силу. Наиболее известны в этом ряду Московская, Угличская и Зимаровская икона Божьей Матери (Боголюбская). Значение этих икон для русского народа велико: перед ними молились во время междоусобных распрей, вторжения иноземцев, смертельных эпидемий.

Московская

Московская икона изображает Богородицу со свитком в руке, молящуюся Сыну, а перед ней, коленопреклоненные, стоят святые. Прославился этот список тем, что избавил москвичей от страшной эпидемии чумной болезни в 1771 году. С начала ХХ века Боголюбская икона Божией Матери в Москве находится в храме Петра и Павла.

Зимаровская

Зимаровская икона представляет Пресвятую Деву без младенца, в полный рост, обращенную к Сыну, благословляющему ее с небес. Икона знаменита способностью исцелять людей от тяжелых заболеваний — моровой язвы, холеры. До 1925 г. икона хранилась в селе Зимарово Рязанской области, однако после 1925 года она была утеряна, и с тех пор местонахождение ее неизвестно.

Угличская

Была написана в начале 17 века, а спустя 200 лет врезок с иконы перенесли на новую основу. Икона знаменита чудесным исцелением жителей Углича от моровой язвы в середине 17 века. Сегодня икона находится в городе Углич, в церкви святого Дмитрия.

О чем молятся перед Боголюбской иконой?

Богородица всегда выступает перед молящими как посредница между ним и Господом. Молитва Боголюбской иконе Божией Матери часто содержит прошения о спасении человека от болезней и стихийных бедствий, национальных распрей и клеветы против народа, от пожаров в лесах и на полях, от голода и нищеты, от смертоносных эпидемий, от наводнений, морозов и засух, от нападения агрессоров из других государств и от разрушающих внутригосударственных распрей. Кроме того, путешественники просят у иконы благополучия в пути, а матери просят о здоровье своих детей, находящихся в чужой стране.

Сохранность иконы в наши дни

Последняя проведенная реставрация открыла первозданный образ Боголюбской иконы, выполненной в необычайно красочных цветах. Так, одежда Девы Марии изображена в виде зелено-серого хитона и кирпичного мафория. Очи Богородицы — голубого цвета, а щеки — непривычно яркого румянца. Однако в таком виде икона стала известна недавно. До настоящего времени эта первозданный образ этого произведения был скрыт многочисленными слоями краски и парафина, наложенных предыдущими реставраторами.

О том, что великая русская икона находится в состоянии разрушения писал еще в 1915 году известный византинист Н.П. Кондаков. Благодаря его словам пробные раскрытия иконы проводились в 1918 году. Однако в 1946 году специалист по реставрации Ф.А.Модоров провел «укрепление» краски парафиновым слоем по ошибочно выбранной им технологии, что резко негативным обраом сказалось на состоянии реликвии. Так, в 1956 году икона была передана в музей, где специалистами было выдано заключение о том, что заливка горячим воском существенно ухудшила связь краски с грунтом. Вследствие чего было принято решение о снятии парафинового слоя с образа. На протяжении 20 лет реставраторы музея чистили поверхность иконы от парафина, однако удручающее состояние левкаса и краски к тому времени приобрело характер необратимый.

Состояние иконы еще более ухудшилось после того, как она хранилась в Успенском соборе во Владимире с нарушением температурно-влажностного режима, обусловленного халатностью служащего персонала. В 2009 году икона была передана во Владимиро-Суздальский музей, где состояние иконы было признано катастрофичным.

Сегдня Боголюбская икона Божией Матери хранится в специально-оборудованном помещении музея и реставраторы не обещают представить ее для экспонирования в обозримом будущем.

Храмы России имени Боголюбской иконы

В России построено три собора: собор Боголюбской иконы Божией Матери в Боголюбово Суздальского района, в Мичуринске Мичуринского района и в Твери — в Высокопетровском монастыре.

Кроме соборов, в стране построены 12 часовен имени Боголюбской иконы — например, в Добрынино (Собинский район), в Павловском (Юрьев-Павловский район), в Шустино (Кольчугинский район), в Болдино (Петушинский район), в г. Иваново и в г.Таруса, в с. Тетеринское (Нерехтский район), в г. Красноярске и в других российских селах и городах. В Москве часовня Боголюбской иконы Божией Матери находится на в Давыдково и на Варварской башне.

Кроме соборов, в России возведено 69 церквей в честь иконы.

Храмы Москвы, демонстрирующие Боголюбскую икону

В Москве почитаема Московская Боголюбская икона Божией Матери, размещенная над воротами Китай-города. Расположены эти ворота возле храма Петра и Павла у Яузских ворот на Кулишках, по адресу Петропавловский переулок, 4, корпус 6.
Московская икона была написана в один год с оригиналом — в 1157 году. В дни празднования икону на три дня снимают с ворот и совершают с ней молебны.

Боголюбская икона Божией Матери , одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места.
Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Боголюбская Икона, подобно Владимирской иконе отличается необыкновенно мягким, возвышенным, «трогательным» письмом.
Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, "Божия Матерь возлюбила это место", а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.
Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.
В настоящее время, с 1992 г.,Чудотворный Образ находится в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире.
Икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в византийском искусстве XI–XII вв.: Богоматерь представлена в рост с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Свиток в руке Богоматери, дописанный позднее, сближает Боголюбскую икону с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Некоторые аналогии средневизант. времени (изображения на печатях, эмалевая пластина на Хахульской иконе Божией Матери), гравированное изображение Богоматери на русском серебряном ковчеге XV в.) позволяют предположить, что первоначально Богоматерь была представлена в молении перед благословляющей десницей Иисуса Христа в небесном сегменте.
Икона очень пострадала от времени, однако во II половине XX века она была отреставрирована М. В. Романовой.

Списки с Боголюбской иконы

Боголюбская икона, считающаяся чудотворной, множество раз становилась образцом для создания списков, образовав самостоятельную иконографическую композицию, известную в нескольких изводах. Наиболее почитаемы списки:
Боголюбская-Московская, написана в 1157 году и находилась ранее в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. На этой иконе в качестве припадающих изображены святители Пётр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские, блаженные Василий и Максим, преподобная Параскева, святитель Василий Великий, апостол Пётр, Алексий, человек Божий, апостол Симеон, сродник Господень, преподобномученица Евдокия.
Боголюбская-Угличская - В Угличе, в церкви св. Димитрия царевича.
Боголюбская-Зимаровская - В приходской церкви села Зимарова, Рязанской губернии, недалеко от Раненбурга, находится древний список с Боголюбской иконы Божией Матери. Предание повествует, что эта икона раньше находилась над воротами г. Пронска и во время татарского нашествия была расколота и брошена в кусты. Но икона срослась, и с тех пор стала известна как чудотворная. В XVIII веке она перешла в собственность помещика села Зимарова Лопатина. В 1771 г. во время мировой язвы в Москве, икону перенесли туда для исцеления больных. После смерти Лопатина икона была отправлена в село Зимарово.
Боголюбская –Юрьевская - В селе Юрьевском, Боровского уезда Калужской губернии. Эта икона подарена Петром Великим Батурину за заслуги, а с 1838 г. перешла во владение села Юрьевского. Икона Богоматери прославилась многими чудесами и исцелениями, так в 1771 г. жители села Юрьевского были спасены от мировой язвы, а в 1848 г. от холеры. В 1853 г. спаслись от холеры г.Боровск и г.Малоярославец.

Боголюбская Московская икона Божией Матери (празд. 18 июня), чудотворный образ, с XVIII в. находился над Варварскими воротами Китай-города в Москве (по др. сведениям, появился там в царствование Петра Алексеевича (1696–1725), что косвенно подтверждают изображения на иконе святых, соименных членам царской семьи); в настоящее время хранится в московской церкви святых апостолов Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот.
Датировка иконы (размер: 198x126 см) затруднена из-за поновлений. По иконографическим особенностям (поза, жест и свиток в руке Богоматери, фигура благословляющего Иисуса Христа) близка к типу древней Боголюбской иконы Божией Матери. Отличительная особенность московской иконы в том, что на ней перед Богоматерью изображены в неск. рядов молящиеся святые: Московские митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп, блаженные Василий и Максим Московские, прп. Параскева, свт. Василий Великий, Алексий, человек Божий, сщмч. Симеон, сродник Господень, еп. Иерусалимский, ап. Петр, прмц. Евдокия и мц. Параскева.
Размещение иконы такого извода над Варварскими воротами можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, изображение московских чудотворцев, молящихся Богоматери за человеческий род, символизировало покровительство Богоматери и святых Москве и было связано с традицией помещать на городские ворота икону, выполнявшую защитные функции. Во-вторых, икона была установлена над воротами Китай-города, обращенными в сторону Владимира, недалеко от которого хранилась почитаемая Боголюбская икона. Наконец, изображения блаженных Василия и Максима Московских на иконе напоминали о том, что в противоположном от ворот конце ул. Варварки находятся храмы, где погребены эти святые (собор Покрова на Рву и церковь Максима Блаженного).
Эта икона прославилась во время эпидемии чумы в 1771 г. Жители Москвы, узнавшие о том, что г. Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами. Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало беспокойство светских и духовных властей. Московский архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по некоторым данным, имел намерение убрать икону со стены. Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Московского архиепископа.
В XIX в. празднование в честь иконы длилось 3 дня и сопровождалось крестным ходом к Варварским воротам. В 1880 г. по ходатайству Московского митрополита свт. Иннокентия (Вениаминова) для чудотворного образа устроили часовню в Варварской башне и пристроили шатровое крыльцо (архит. Н. В. Никитин). Над воротами вместо помещенной в часовню чудотворной иконы поставили ее список, который тоже прославился чудотворениями и замещал древнюю икону в те дни, когда она участвовала в крестных ходах. После закрытия часовни в 1923 г. икона была перенесена в церковь апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, а икона-заместительница в 1918 г. попала в церковь Воскресения Христова в Сокольниках, где находится и в настоящее время.
Иконография Боголюбской Московской иконы восходит к изображениям молящейся Богоматери с припадающими начала XVI в.- одному из вариантов иконы «Богоматери Молебной» с группой молящихся вселенских и русских святых. С конца XVII в. такие иконы стали именоваться Боголюбскими из-за иконографического сходства с древней Боголюбской иконой.
Прославление Боголюбской Московской иконы после эпидемии 1771 г. привело к появлению с нее списков, некоторые датируются 80-ми гг. XVIII в. Эти иконы довольно точно повторяют прототип, но состав святых на иконе и на списках может не совпадать. С идеей заступничества Богоматери и московских чудотворцев за свой город связаны изображения Московского Кремля, отличающиеся высокой степенью точности, и тексты молитв, помещавшиеся в нижней части икон. На иконах XIX в. молитвенные тексты, как правило, не встречаются, а изображение Кремля приобретает стилизованные формы. Кроме того, в этот период состав предстоящих Богоматери святых часто менялся в зависимости от пожеланий заказчика (напр., икона 2-й четв. XIX в. из собрания Гос. музея палехского искусства).

Боголюбская-Угличская. Икона Божией Матери Боголюбская-Угличская прославилась чудесным прекращением моровой язвы в 1654 году. Во время смертоносной эпидемии посадский житель Углича Афанасий Кустов шел по городскому земляному валу и, поравнявшись с храмом в честь благоверного князя Димитрия Угличского, увидел трех отроков, которых принял за детей воеводы, жившего недалеко от храма. Однако один из них велел Афанасию объявить в городском собрании, чтобы жители города молились Господу Богу и Пречистой Его Матери и призывали в помощь святых чудотворцев Димитрия царевича и Романа Угличского. Жители города немедленно собрались в храм благоверного Димитрия царевича, совершили молебное пение перед иконой Божией Матери Боголюбской, и моровая язва тотчас прекратилась.

Боголюбская Зимаровская икона Божией Матери (празд. 18 июня), чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери, по преданию стоявший над воротами г. Пронска. Во время разорения города татарами икона была расколота на 2 половины и брошена в кусты, однако чудесным образом срослась (одна половина оказалась немного выше другой) и была явлена в день Благовещения Пресв. Богородицы. В память об этом чуде на месте явления иконы был возведен Благовещенский храм. Далее сведения об иконе не встречаются вплоть до 1771 г., когда в Центральной России разразилась эпидемия моровой язвы. Одному из заболевших москвичей в тонком сне было указано обрести икону в доме помещика В. А. Лопухина на Пречистенской ул. Икону нашли на чердаке, и после отслуженного молебна больной получил исцеление. Весть о чуде привела в дом помещика огромное число паломников, и икона была передана в храм, где служил духовный отец Лопухина. Ок. 1780 г. икону перевезли в родовое имение Лопухиных - с. Зимарово Раненбургского уезда Рязанской губернии, где с нею совершались крестные ходы по всей губернии. Особыми чудотворениями Боголюбская Зимаровская икона прославилась в 1831, 1848, 1855, 1860, 1871 и 1892 гг., когда в Рязанской губернии свирепствовали эпидемии холеры. Так, например, известен случай исцеления в 1860 г. насельницы Казанского Явленского девичьего монастыря в Рязани, о чем свидетельствует надпись, вышитая золотом на ризе списка с чудотворной иконы, выполненного в благодарность за исцеление. В 1849 г. икона избежала гибели в пожаре, будучи вывезена накануне в Скопинский уезд; деревянный храм, в котором она пребывала, полностью сгорел. С 1889 г. чудотворную икону ежегодно привозили в губернский центр на 1–1,5 летних месяца, где она поочередно пребывала в каждом монастыре и храме, а также в домах горожан. Эта традиция сохранялась и после Октябрьской революции: в дневнике рязанского священника И. И. Проходцова имеется запись за 1919 г.: «…19 июля привезли неожиданно Боголюбскую икону в город на лошадях». В 1925 г. прошение о пребывании иконы в Рязани было отклонено управлением милиции. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно.
Боголюбская Зимаровская икона была написана по подобию образа, созданного по велению князя Андрея Боголюбского, лишь немного отличаясь размерами (186,7x97,8 см), хранилась под серебряным позолоченным окладом, в нижней его части имелась надпись: «…первая риза сделана г. Лопухиным, вызолочена Шиловским, переделана в 1855 году»; на окладе над главою Богородицы - венец с драгоценными камнями.

Иконография Боголюбской иконы Божией Матери. В XVIII - нач. XX в. параллельно существуют 2 основных иконографических извода. Первый извод представлен многочисленными иконами и эмалевыми образками - списками Боголюбской иконы Божией Матери Эти памятники известны в 3 основных вариантах: 1-й точно копирует древний образец; во 2-м варианте (распространяется с конца XVII в. ?) присутствует изображение припадающего к Богоматери кн. Андрея Боголюбского (икона 2-й половины XVIII (?) в., поновленная в середине XIX в., в иконостасе придела святых Киприана и Иустины собора Покрова на Рву в Москве), иногда с изображением монастыря (икона 1-й четв. XVIII в., ГВСМЗ). Этот иконографический тип иллюстрирует легенду о явлении Богоматери князю Андрею. 3-й вариант, возможно, появившийся в начале XVIII в., включает изображение Боголюбского монастыря, помещенное у ног Богоматери (иногда с церковью Покрова на Нерли). Некоторые поздние списки Боголюбской иконы Божией Матери воспроизводят крест, приложенный к образу царем Феодором Алексеевичем и прикрепленный к ее окладу у правого плеча Богоматери.
2-й извод восходит к типу «Моление о народе» и включает изображения святых, молящихся Богоматери (чаще всего московских чудотворцев), что связано с почитанием Боголюбской Московской иконы; особый тип «Моление о народе» (с фигурой предстоящего митр. Петра) получил распространение в старообрядческом медном литье XVIII–XIX вв.

В 2007 г. исполнилось 850 лет со времени явления Боголюбской иконы Божией Матери. В день празднования Боголюбской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравление архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию и всем верующим епархии с 850-летием явления чудотворной иконы:
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
Сердечно поздравляю Вас, духовенство, клир и верующих со знаменательной датой в жизни Владимиро-Суздальской епархии - 850-летием Боголюбской иконы Божией Матери.
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.
Весьма отрадно, что это знаменательное событие собрало людей, для которых православная вера - неиссякаемый источник воды живой, дающей силы для достойного следования по дороге жизни в соответствии с евангельскими заповедями Христа Спасителя.
Как Предстоятелю Русской Православной Церкви, мне весьма радостно сознавать, что ныне в душах верующих вновь теплится духовная лампада. Мы вновь получаем возможность мудрым словом и добрым делом открыто свидетельствовать перед всем миром о Христе Спасителе. Посему, когда возрождаются искони присущие Церкви формы социального служения, все мы призваны принять посильное участие в столь благом и важном деле.
Прославляя ныне Царицу Небесную, вознесем нашу соборную молитву о всех жителях нашего Отечества, дабы и над ними простерла Пресвятая Богородица свой благодатный Покров и Своим ходатайством смягчила ожесточенные грехом сердца, даровала скорбящим утешение, обиженным заступление, обижающим страх Божий, и наставила на путь исправления и спасения. Всех, кто чтит Матерь Божию и просит Ее помощи, Она принимает под свой державный Покров.
Надеюсь, что нынешнее торжество станет заметным событием в духовной и культурной жизни Владимиро-Суздальской епархии, а здешние храмы и в дальнейшем будет местом молитвенного единения православных христиан.
Молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, да сохранит Господь Церковь, народ наш в мире, единстве и благоденствии, а всем трудящимся во благо Церкви и Отечества нашего да воздаст сторицею и сохранит их на многая и благая лета!
Божие благословение да пребывает со всеми вами!»
+ Алексий, Патриарх Московский и всея Руси

Тропарь, глас 1:

Боголюбивая Царице, Неискусномужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Молитва:

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

(www.pravmir.ru; ru.wikipedia.org; www.bogolub.narod.ru; ezh.sedmitza.ru; nesusvet.narod.ru; www.sedmitza.ru; days.pravoslavie.ru; img.travel.ru; www.solovki-monastyr.ru; picasaweb.google.com; images.google.ru; www.someplaces.spb.ru; www.cirota.ru).

1 июля – день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. Это особая святыня Владимиро-Суздальской земли и одна из древнейших русских икон. В этом году Православная Церковь отмечает 855 лет со дня явления Пресвятой Богородицы благоверному великому князю Андрею Боголюбскому. Как известно, икона была написана по повелению святого князя после ночного видения ему Богоматери на том самом месте, где позднее князем был основан Боголюбский монастырь и выстроен город Боголюбов.

Эта икона – первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. Боголюбская икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в греческом церковном искусстве XI-XII вв. Свиток в руке Богоматери был дописан позднее, он сближает Боголюбскую икону с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Создателем иконы был или греческий иконописец, или русский мастер, хорошо знакомый с современным ему греческим искусством.

На иконе Богоматерь изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской), св. Крестителя Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила. Написанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы. Празднование Боголюбской иконе было установлено св.блгв.вел. князем Андреем Боголюбским 18 июня ст.ст./ 1 июля н.ст. В течение веков – вплоть до закрытия Боголюбской обители в 1923 году, икона находилась в монастыре и от нее совершались многочисленные чудотворения. В настоящее время древняя икона XII в. находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240 гг.) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая икона Божией Матери вместе с Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы «Матерь градов русских» Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали – Русь была спасена.

После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. Сохранилась память о том, что в 1432 году вел. князь Московский Василий Васильевич Темный (1425-1462 гг.) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682 гг.) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году пожертвовал к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Этот крест с дарственной надписью стал позднее изображаться на многих списках Боголюбской иконы.

В 1682 году до дня празднования Боголюбской иконы были отложены похороны И. и А. Нарышкиных, убитых во время стрелецкого восстания братьев царицы Наталии Кирилловны, а в 1684-1687 гг. над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь Боголюбской иконы (вероятно, первый храм с таким посвящением); в 1690 г. в ней был поставлен список Боголюбской иконы, привезенный царем Петром из Боголюбского монастыря. Чудотворным образом в тот период считалась и Боголюбская икона кремлевского Сретенского собора. С особым почитанием Боголюбской иконы в эпоху Петра I связано предание об иконе в с. Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии, подаренной Петром стольнику Б. Батурину, который просил благословить его образом из придворного храма, а также предание о появлении Боголюбской Московской иконы Божией Матери, находившейся над Варварскими воротами Китай-города. Составление службы Боголюбской иконы относится к рубежу XVII-XVIII вв. и, возможно, связано со строительством храма в Высокопетровском монастыре. Старейший список службы датируется 1704 г.

Известно три основных варианта Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, получивших распространение в XVII-XIX вв.

Первый – это иконы, точно копирующие древний образец, где Богоматерь изображена с молитвенно воздетыми руками ко Господу.

Второй – Божия Матерь изображена вместе с предстоящим перед Ней на коленях благоверным князем Андреем Боголюбским.

Третий вариант – «Моление о народе», Божия Матерь изображена с молящимся перед Ней сонмом святых – московских святителей, благоверных князей и др.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В 1771 году г. Владимир постигло страшное бедствие – эпидемия моровой язвы – чумы, (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России). Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях – так прошел весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию – народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню – Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода. Но городское начальство некоторое время сомневалось, запуганное уверениями лекаря-протестанта г-на Флейшера в том, что якобы при стечении большого количества народа эпидемия усилится. И все же власти уступили – 22 октября икона была внесена во Владимир, совершены всенародные молебствия и из числа 200 заболевших умерли лишь трое, остальные получили исцеление, а в ноябре чума и вовсе прекратилась. Лекарь-немец восклицал: «Боже мой, это чудо!», и вместе с семьей перешел из лютеранства в Православие.

Тогда же жителями города Владимира было составлено через духовную консисторию ходатайство Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. Разрешение было получено в 1772 году, и с тех пор установилась во Владимире эта благочестивая традиция.

Стечение народа в этот день было огромным – в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек. Уже за несколько дней до праздника все городские гостиницы были переполнены приезжими. В день совершения крестного хода не работали никакие гражданские и учебные заведения, закрывались присутственные места и частные магазины – весь город жил единым порывом – достойно встретить Божию Матерь в Ее чудотворной Боголюбской иконе. Можно только представить все благолепие этого шествия: впереди шел ключарь собора в стихаре, за ним – псаломщики также в стихарях и хоругвеносцы в особых шитых кафтанах, которые несли два фонаря, два креста и сорок хоругвей, вслед за ними простой народ нес чудотворные иконы, затем попарно шли архиерейские певчие, за ними – священнослужители и архиерей. Все городские власти и именитые сановники также принимали участие в крестном ходе, идя вслед за духовенством. Далее бесчисленной толпой следовал простой народ.

В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе – ее носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом. А накануне 18 июня ст.ст. (1 июля н.ст.) – дня памяти Боголюбской иконы – ее возвращали в обитель.

Исходя из вышеизложенного видно, как велико было в народе почитание Боголюбской иконы Божией Матери. Конечно же, по вере от нее совершались многочисленные чудеса, которые записывались в специальную книгу, хранившуюся при монастыре. Одно из этих чудесных исцелений было описано во Владимирских Епархиальных ведомостях за 1877 г.: "Во время крестного хода крестьянин Аким Федоров со своим семейством пожелал принесть Царице Небесной теплыя молитвы при доме своем, куда немедленно и была принесена св. икона. Аким Федоров, за обычным молебном, помолившись Царице Небесной, приложился к иконе сам и его семейные, за тем взял сына своего седяку (не могшаго ходить по слабости ног), Ивана, 5-ти лет, приложил и его, и нагнулся до земли под икону, чтобы пронесли ее чрез него с сыном, что и сделано. Потом вставши, Федор посадил сына при доме, а сам пошел проводить св. икону Божией Матери. В это время седяка Иван сказал ему: «Тятенька, и я пойду с тобою». Отец отвечал: «Куда тебе!» Но Иван встал и пошел за ним, – и с того времени, благодарение Царице Небесной, начал ходить безпрепятственно. Сказание сие об исцелении крестьянского сына Ивана засвидетельствовано в представленной рукописи подписью двух очевидцев чуда".

Возвращаясь к истории возникновения крестного хода, можно отметить, что в том же 1771 году жители Москвы, узнавшие о том, что город Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами. Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало безпокойство светских и духовных властей. Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по некоторым данным, имел намерение убрать икону со стены. Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Московского архиепископа.

Следующая массовая вспышка холеры, сопровождающаяся также народными волнениями, произошла в России в 1830-31 гг. Несмотря на все меры, предпринятые правительством по борьбе с эпидемией, одними медицинскими средствами ее погасить не удалось. Поскольку любое заболевание – это посещение Божие или в наказание за грехи, или для вразумления для людей, то по повелению царя Николая I по всем храмам Российской империи был разослан текст особой молитвы для ежедневного чтения на литургии об избавлении от напасти. Осенью 1831 года опять же по повелению царя приказано было отслужить по всем храмам России благодарственные молебны за исцеление и прекращение эпидемии холеры.

В разгар этой эпидемии в с. Тейково, тогда принадлежавшее Владимирской губернии, выехал губернский предводитель дворянства Андрей Петрович Хметевской. Он был родом из этих мест – имение Хметевских находилось в селе Березовик (теперь это Ковровский район). С 25 мая по 30 июня 1831 года Хметевской пребывал в Тейково, где под его руководством была устроена инфекционная больница. Тогда же в Тейково был доставлен и один из списков Боголюбской иконы, после совершения молебнов перед которым, эпидемия прекратилась. За усердие и самоотверженность, проявленные при борьбе с эпидемией холеры, Хметевскому было объявлено монаршее благоволение. Поскольку Андрей Петрович был прихожанином Боголюбского монастыря и особым почитателем Боголюбской иконы Божией Матери, то после своей кончины в 1849 г. он был погребен в Боголюбском монастыре у стен древнего Богородице-Рождественского собора.

А от Боголюбской иконы Божией Матери и ее многочисленных списков продолжали совершаться чудеса. В том же 1831 году в г. Усмани Тамбовской губернии после молебнов перед Боголюбской иконой также прекратилась эпидемия холеры. Известными списками Боголюбской иконы Божией Матери кроме вышеперечисленных, являются Тарусский в Калужской области, Зимаровский в Рязанской области, Угличский и многие другие, по молитвам перед которыми верующие получали исцеление от губительных поветрий – холерных эпидемий 1831, 1848, 1853 и 1870 гг.

Если и в дореволюционное время крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери были основным источником дохода для содержания обители, то после революции это было единственным средством, чтобы добыть средства к существованию. Божия Матерь питала служащих Ей.

В голодные годы гражданской войны икону носили по селам губернии. Крестьяне, прекрасно понимая, что им, кроме, как от Бога, помощи ждать неоткуда, старались обязательно принять чудотворную икону в свою деревню. Не могли допустить, чтобы такая святыня прошла мимо, молились, чтобы Божия Матерь не оставила их без Своей защиты и покровительства в столь неспокойное время. Деньги на принятие иконы собирали всем миром. Приходилось иногда продавать даже свои участки летних покосов, чтобы было чем прокормить приходивших с иконой монахов, заплатить за молебны. Но далеко не все жители были столь благочестиво настроены. Обстановку того времени отражает небольшая заметка из Суздальской районной газеты.

Действие происходило в селе Сельцо Яневской волости: «22 марта собранием граждан сельца по некоторым политическим, а главное, по продовольственным соображениям, было постановлено не принимать духовенство Боголюбского монастыря, сопровождающее икону Богоматери Боголюбивой. На другой день 23 марта вновь было созвано собрание граждан, на котором явившиеся женщины, предводительствуемые гр. А. Тарасовым, настойчиво требовали принятия иконы и духовенства, причем тут же организовали свое отдельное собрание под предводительством Тарасова и, выбрав сборщиком В. М-на, собрали с желающих принять священников по 2 руб. с дому» .

Крестные ходы с Боголюбской иконой продолжались еще несколько лет и после 1917 года, хотя уже на полулегальном положении. После закрытия в 1923 г. Боголюбского мужского монастыря икона Боголюбивой Божией Матери была передана группе верующих с. Боголюбова, но затем конфискована в музей, в ведении которого пребывает и до сего времени. В Боголюбской обители, в большом соборе стоит одна из чудотворных копий Боголюбивой иконы, написанная в конце XIX века.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, который совершается ежегодно накануне дня празднования Владимирской иконы Божией Матери. На крестный ход выносится один из списков Боголюбивой иконы. 2 июня вечером сестры Боголюбской обители с духовенством и богомольцами торжественно направляются с иконой в храм свв. равноапостольных Константина и Елены Свято-Алексеевского монастыря г. Владимира.

В течение целого месяца Боголюбская икона по древней традиции пребывает в городе – ее носят крестными ходами во все приходские храмы, а 30 июня вечером – накануне дня памяти Боголюбской иконы, ее торжественным крестным ходом возвращают в обитель.

На этот крестный ход, совершаемый ежегодно, собирается около 4-х тысяч человек со всей России. Главный соборный храм Боголюбской обители, выстроенный в честь этой иконы в 1866 году на средства московских купцов Алексеевых, вмещает в себя 5 тысяч человек. Он был заложен в 1855 году, во время торжеств, посвященных 700-летию основания обители. В настоящее время и храм, и монастырь полностью возрождены из руин, завершена и реставрация росписи соборного храма. Все это сделано на наших глазах буквально за последние 10-12 лет благодаря неустанным трудам настоятеля монастырских храмов и духовника обители архимандрита Петра (Кучера) с сестрами. Монастырь является одним из духовных и культурных центров современной России.

Не пора ли сделать самое главное – восстановить историческую справедливость и вернуть древнюю Боголюбивую икону из музея в соборный храм Боголюбской обители, для которой он собственно и был выстроен?! В Боголюбском соборе можно разместить древнюю святыню и создать надлежащие условия для ее сохранности. Нельзя держать светильник под музейным спудом, но надо поставлять его на «свещнице, да светит всем», как говорится в Евангелии. Будущее Росси зависит от нашего благоговения к нашим святыням, от нашего отношения к вере и спасению.

Закончить это повествование о древней Боголюбской иконе хочется словами из проповеди духовника Свято-Боголюбского женского монастыря архимандрита Петра (Кучера): «Поэтому и сегодня, может быть, как никогда ранее, в наше последнее, апокалиптическое время генерального наступления на Русскую Православную Церковь всех сил трансмирового зла, мы должны каяться и просить Пресвятую Богородицу о помощи. Должны молиться об исцелении от еще одной страшной болезни – чумы безбожия, богоборчества и богоотступничества. Ибо на наших глазах происходит невиданный еще в истории Церкви по мощи, масштабу и многообразию форм штурм Святого Православия.

Молитвами Пресвятой Богородицы да защитит Господь Русскую землю, укрепит Православную веру и возродит былую славу нашего Отечества. Пресвятая Богородица, спаси нас! »


Икона Богородицы «Боголюбская» почитается православными христианами всего мира. Молитвы Богоматери перед этой иконой способны полностью изменить вашу судьбу в лучшую сторону.

История иконы

Боголюбская икона Девы Марии — одна из немногих, сохранившихся во время татаро-монгольского ига. В 1157 году князь Андрей Юриевич Долгорукий направлялся из Вышгорода в Суздальские земли в сопровождении иконы Богоматери. Возле города Владимира кони встали, как вкопанные, и перестали повиноваться. Князь и его дружина разбили лагерь и остались на ночлег.

Во сне князю явилась Богородица и повелела основать на этом месте храм в честь Рождества Ее, а чудотворную икону поместить в нем. Воодушевленный явлением Богоматери, князь Андрей тотчас отдал приказ о строительстве церкви и описал явленное ему чудо, повелев написать икону Пречистой Девы такой, какой Она явилась ему. Икона была написана, и в последствие прославила церковь в Боголюбово чудесами исцеления смертельных больных.

Где находится святой образ

Татары не раз совершали набеги на Владимирские земли, среди прочего сжигая и разоряя церковь Рождества Богородицы в Боголюбово, однако чудотворная икона каждый раз оставалась невредимой. В 15 столетии Боголюбская икона была помещена в Дворцовую Сретенскую церковь в Московском Кремле. В настоящее время образ находится в Успенском Княгининском монастыре города Владимира.

Описание иконы

Основой чудесной иконе служит кипарисовая доска. На иконе изображена Богородица, воздевшая руки в молитве к Господу. В правой руке Дева Мария держит свиток с молитвой Иисусу Христу и просит благословить избранное Ею место для строительства храма.

В чем помогает Боголюбская икона

Самым примечательным чудом, совершенным Боголюбской иконой, считается избавление Владимира от эпидемии холеры и чумы в 1771 году. Череда чудесных исцелений безнадежно больных и стала окончательным подтверждением особенной силы этого образа. Именно поэтому Боголюбской иконе Богородицы молятся об исцелении болезней и о защите от врагов.

Молитвы чудотворному образу

«О, Преблагая Владычица, силою Твоею наполнится ли позволишь? О, Богородительница, не оставь нас, грешных и недостойных рабов Божьих, склонись к нам и позволь смиренно молить Тебя: упроси Сына Твоего и Бога нашего, да избавит Он нас от проклятия диавольского и изгонит из душ наших грех и неверие. Да не посрамим благодать Божию и с радостью войдем в Царствие Небесное. Аминь».

«Пресвятая Владычица, утешительница и заступница рода человеческого! В слезах к тебе прибегая, смиренно молю Тебя: исцели, Богородица, раны и болезни телесные и душевные, не оставь живот мой в боли и болезненном жаре! Умоли Бога нашего и Сына Твоего избавить меня от проклятия дьявольского и освободи меня от всякого зла. Аминь».

Эта молитва способна помочь исцелить самые тяжелые болезни и укрепиться в истинной вере.

День памяти Боголюбской иконы Богородицы — 1 июня по новому стилю. В этот день с помощью искренней молитвы можно навсегда изменить свою жизнь . Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

02.07.2017 04:36

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы особенно почитаются православными христианами. Балыкинский образ Божией матери обладает способностью исцелять...

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в ХII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174; память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской (в настоящее время икона принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику).

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.