Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Беседа в книжном уголке старшая группа. Наблюдение за снегопадом

Беседа в книжном уголке старшая группа. Наблюдение за снегопадом

Пьянкова Марина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №489
Населённый пункт: г.Екатеринбург с.Горный Щит
Наименование материала: Сценарий "Круглого стола"
Тема: "Оформление книжного уголка"
Дата публикации: 05.07.2017
Раздел: дошкольное образование

Данный сценарий «Круглого стола» будет интересен для педагогов с целью консультаций об

оформлении и организации «Книжного уголка» в группах для детей старшего возраста, с

последующем проведением конкурса –смотра «Книжных уголков» в старших и

подготовительных группах.

План работы «Круглого стола» с педагогами МБДОУ № 489 г. Екатеринбурга

в рамках проекта учителя –логопеда Пьянковой М.А. «В мире книг»

Тема: «Оформление книжного уголка»

Цель: Выявить знания и повысить профессиональный уровень педагогов по

организации развивающей среды в группе и организации книжного уголка.

Форма проведения: «Круглый стол»

Вступление: Тема «Круглого стола» «Оформление книжного уголка»

Что такое книжный уголок в ДОУ?

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой

комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их

возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.

Чтобы правильно организовать книжный уголок, необходимо уточнить некоторые понятия,

для этого мы разделимся на группы, в которых обсудим следующие вопросы:

Какая периодичность книжного обмена в уголке?

Периодичность книжного обмена зависит от конкретных задач приобщения детей к

чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда,

когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. При смене книг детям

надо указать на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, какую

книгу им захотелось прочесть.

Цель тематической выставки и правила организации?

Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников

особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему.

Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки.

Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с

предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием

планируемого утренника и т.п.)

Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления,

внешнего состояния

Выставка должна быть непродолжительной по времени, она не должна длиться более 3-4-х

Тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не

только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими. В этом случае можно пойти двумя

путями: выставить произведение и лучшие рисунки к нему или поочередно поместить на

выставочный стенд все рисунки. И то и другое надо мотивировать.

Что нового появляется в наполнении уголка в подготовительной группе?

Появляется периодическая печать (детские журналы).

Оформляется небольшая библиотека (желательно книжки- малышки).

Какие принципы отбора литературных произведений для детей?

Отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей,

Раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать

правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам.

Учитывать возрастные особенности детей, с учётом особенностей психики ребенка, в

конкретности мышления, впечатлительности, ранимости.

Занимательность книги определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового

в знакомом и знакомого в новом.

Иметь одну сюжетную линию, раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть

подчинены передаче этой мысли. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей

Виды произведений в книжном уголке?

Произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы,

перевертыши, сказки);

Произведения русской и зарубежной классики согласно требованиям программы;

Произведения современной отечественной литературы согласно требованиям программы;

Произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах,

лирические и шуточные стихи, загадки),

Произведения разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события

общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы);

Произведения народов других стран.

Какие формы работы в книжном уголке?

Чтения, рассказывания.

Беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках,

литературные утренники, для детей старшего возраста.

Беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем

писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы,

Беседы об оформлении разными художниками.

Беседы о правилах пользования книгой.

Беседы о том, как делают книги.

Беседа о писателяхи их книгах.

Какие литературные игры способствуют расширению знаний детей по литературе?

-«Собери картинку».

-«Что сначала, что потом», какой эпизод «исчез».

Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить

«театр картинок».

Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого

начитанного среди детей.

- «Домино», «Лото».

Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения

литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.

В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.

Читается отрывок.

Вопросы.

Игра «Закончи фразу».

Взрослый читает отрывок не до конца, а дети по памяти продолжают.

Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-

викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».

Игры, построенные по принципу игры в «Города».

Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки,

чистоговорки.

Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.

Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только

«да» и «нет», отгадать, кто задуман.

Заключение: Сегодня мы обсудили, как методически правильно организовать «Книжный

уголок». Как итогом «Круглого стола» будет проведен конкурс –смотр «Книжных уголков», с

Пьянкова Марина Александровна

МБДОУ № 489

Г.Екатеринбург

Памятка для воспитателей по организации

книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Формировать умение самостоятельному сосредоточенному общению с книгой.

2.Способствовать совместному рассматриванию и обсуждению.

3.Закрепить интерес дошкольников к сказкам.

4.Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства.

5.Знакомить детей с миром природы, ее тайнами и закономерностями

Наполнения уголка

Художественная литература.

1.Сказки 2-3.

3.Рассказы об истории нашей Родины, о

современной жизни.

4.Книги о животных и растениях 2-3.

5.Книги, с которыми детей знакомят на

занятиях.

6.Книги для расширения сюжета детских игр.

7.Юмористические книги с яркими

смешными картинками.

8. Книги, которые дети приносят из дома.

Книга остается в уголке до тех пор, пока у

детей сохраняется интерес к ней.

Одновременное размещение 10-12 разных

Альбомы с иллюстрациями к различным

лексическим тематикам:

2. Труд людей.

3.Родная природа.

4.Игры детей.

5.Предметные картинки.

6.Иллюстрации к прочитанным

произведениям.

7.Книги по программе.

Альбомы для рассматривания.

1.Специально созданные художниками,

альбомы на разные темы («Разные звери» Н.

Чарушина и др.)

2.Альбомы, составленные воспитателем

вместе с детьми.

Детские журналы.

В подготовительной группе. Выделяется

место для периодической печати (детские

журналы «Веселые картинки» и др.)

Библиотека.

В подготовительной группе оформляется

небольшая библиотека (желательно книжки-

Требования к оформлению «Книжного уголка» в смотре-конкурсе.

1.Размещение уголка.

Удобство месторасположения и доступность для детей;

2.Оформление уголка.

Внешний вид, эстетика оформления книжного центра

Проявление творчества воспитателей: тематика, сюжет, оригинальность оформления

материалов.

Соответствие содержания книжного уголка возрасту детей

Наличие иллюстраций по ознакомлению с художественной литературой.

Подборка портретов писателей.

Дидактические игры для речевого развития детей (наличие, разнообразие, соответствие

возрасту)

Материалы для театрализованной и самостоятельной художественно-речевой деятельности

(уголок «ряжения», разнообразные виды театра)

Разнообразие литературы по жанру (произведения малого фольклора, поэзии, проза,

энциклопедии, произведения классиков и современников)

Наличие каталога детских книг в группе (подготовительная группа)

Тематическая выставка.

Книги из «книжной мастерской».

Книжки-самоделки.

Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры).

Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями о родном городе.

Тематическая папка «Мой край»: карта и Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет

президента страны, материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края

(история городов и их настоящее, сельское хозяйство).

Тематические папки с иллюстрациями: «Богатыри земли русской », «Великая Отечественная

война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».

Художественная литература и дидактические игры по теме.

Материал по приобщению детей к истокам народной культуры.

4.Работа с родителями: Подбор статей, рекомендаций для просвещения родителей по

пропаганде чтения и любви к книге.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №84 комбинированного вида "Серебряное копытце"

Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ

подготовила:

Патанина Е.Н.

Набережные Челны, 2015

Книжный уголок – необходимый элемент развивающей среды в детском саду. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему захочется это сделать. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок книги должен быть рабочим, а не парадным. Его цель – не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность детям общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

К устройству уголка предъявляется ряд требований :
- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта.

В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе , основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам . Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Срок замены книг 2 – 2,5 недели.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Так же здесь должны находиться небольшие альбомы для рассматривания (темы: «Игрушки», «Игры и занятия», «Домашние животные» и т.д.). Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д.).

В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.
- В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
- Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.
- На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
- Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные тематические альбомы для рассматривания . Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам.

В старших и подготовительных группах в книжном уголке должны устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, пример).

В средних, старших и подготовительных группах в книжных уголках должны быть портреты известных детских писателей, поэтов.

Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния, эстетики. Если обнаруживается потрёпанная или порванная книга, воспитатель младших и средних групп сам ремонтирует её, желательно в присутствии малышей. А в средних, старших группах он активно привлекает детей к починке книг. В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Дети ревностно относятся к тем книгам, которые они приносят из дома. Им хочется, чтобы воспитатель обязательно показал книгу всем детям, со всеми рассмотрел и прочел. В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети однажды на короткий срок принесут из дома. Но чтобы не выставлять все 15-20 книг сразу, нужно установить и соблюдать очередность, с которой будут показываться не только книги, но и хозяева - дети расскажут о них, о том, что в них им нравится, с какой целью они принесли книги в детский сад.

Книжный уголок не должен быть недоступной зоной для детей. Дети должны активно пользоваться и знать ту литературу, которая в нём помещена.

Помним, что книги – это наши друзья! Только от взрослого зависит то, как ребёнок будет обращаться с книгой. Берегите книгу!

  • Уголок книги должен быть максимально привлекательным для детей.
  • Содержание уголка книги должно соответствовать возрасту детей, отвечать их интересам и запросам. Избегайте пошлости и агрессивности в подборе литературы.
  • подбирается соответственно росту детей. Для создания уюта принято использовать удобные кресла, небольшие диванчики.
  • Все материалы (книги, альбомы и др.) располагаются на стеллажах, не превышающих рост ребёнка. Необходимо обеспечить доступность всех материалов для детей.
  • Сменяемость материалов в уголке книги осуществляется по мере того, как дети начинают терять интерес и всё реже подходят к уголку - в преддверии праздников, знаменательных дат, событий, но не реже одного раза в 2-2,5 недели.

Содержание уголка книги в детском саду

Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме программных книг, можно выставлять книги, которыми интересуются дети. Для детей младшего возраста обязательно подбирать книги в 2-3-х экземплярах: это поможет избежать конфликтных ситуаций.

Познавательная и детская энциклопедическая литература.

Сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок.

Детские журналы.

Альбомы фотографий родного города (деревни), детских писателей, праздников, проводимых в группе.

Портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы.

Панно, картины, рисунки любимых литературных героев.

Диафильмы, слайды, диски с детскими сказками.

Наборы открыток (тематические, сюжетные).

Настольно-печатные, речевые игры.

Альбомы для рисования, книжки-раскраски, цветные карандаши.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (в старшей группе).

Работа в уголке книги детского сада

Правильно организованная работа в уголке книги способствует развитию речи детей, воспитанию эстетических и нравственных чувств, формированию интереса к литературе, стимулированию детского творчества. Создать в группе уголок книги и правильно его оборудовать - далеко не всё. Необходимо использовать такие методы и приёмы работы, которые помогут закрепить знания детей о литературе и обогатят их речь:

Чтение и рассказывание художественных произведений;

Рассматривание иллюстраций, альбомов;

Беседы по содержанию прочитанных книг;

Организация выставок детских рисунков по любимым художественным произведениям;

Литературные викторины, праздники;

Игры-инсценировки, игры-драматизации;

Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин»;

Индивидуальная работа с детьми по развитию связной речи.

Правила обращения с книгой

Книгу берут только чистыми руками.

Страницы книг не рвут и не загибают.

Перелистывают страницы аккуратно, за верхний край.

После рассматривания книгу кладут на место.

При починке книг ни в коем случае нельзя портить обложку книги.

В уголке книги должен постоянно поддерживаться порядок.
  • Во второй младшей группе его наводит воспитатель, подавая детям положительный пример.
  • В средней группе дети более самостоятельны в поддержании порядка.

Им можно давать поручения в отборе книг для ремонта, в определении места для книг, рисунков при организации выставки. В старшей группе желательно ввести дежурство по уголку книги. Для вовлечения родителей в образовательный процесс в уголке книги можно разместить рубрики «Вместе с нами», «Мамина сказка», «Прочитайте вашим детям», «Это увлекательно».

Цель –формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде; развить чувство прекрасного.

Беседа

« Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит» (Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на зем​лю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плот​ные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ло​маются звездочки и лучики. При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает рыхлый?

Исследовательская деятельность

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рас​смотреть, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Труд. Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

П/и: "Снежная карусель". Метать снежки вдаль. "Карусель".

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Сундук". "Платочки".

Пальчиковая гимнастика "Снежинка".

Самостоятельная игровая деятельность. Хоровод вокруг деревьев.

Приложение 8

Работа в книжном уголке - знакомство с произведениями писателей-природоведов

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Основная часть

Анализ произведения

Рассматривание картины с изображением следов

Рассказ зайчика

Заключительная часть

Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом В. Бианки. Рассказ называется «Книга зимы».

Как в рассказе говорится о земле, покрытой белым снегом? Как вы думаете, почему зимние поля и лесные поляны называют «белыми страницами»? А теперь посмотрите на картину, что здесь изображено?

Давайте посмотрим, чьи следы изображены на картине. Правильно, это след птицы, а это след зайца.

Посмотрите, кто к вам пришел.

Здравствуйте дети. Сейчас на улице холодно, и я к вам прискакал погреться. Шубку я уже сменил, серую на белую. А знаете почему? Давайте теперь с вами поиграем в игру «спрячь морковку». Один из вас прячет морковку, а остальные дети должны найти ее и отдать мне. Тот, кто первый находит ее, становится ведущим. Молодцы дети. А теперь мне пора в лес. К вам я еще не раз приду.

Дети, кто к нам приходил? Какой рассказ мы сегодня читали? О чем он?

Отвечают на вопросы

Рассматривание

и ответы

Паустовский,К.Г. Корзина с еловыми шишками:рассказы и сказки. Писатель обладал редкостным талантом – способностью подмечать то, что ускользает от «ленивых человеческих глаз». Почему еловые шишки весят гораздо больше сосновых? Почему человека, идущего по некошеному полю, может неотступно преследовать ласточка и кричать так, будто у неё отняли птенца?

Пришвин,М.М. Лисичкин хлеб:рассказы,сказка-быль/М.М.Пришвин.-М.:Махаон,2014.-128с

В рассказе «Лисичкин хлеб» девочке Зиночке, которая «копуля такая», что и белый-то хлеб не берёт» автор дал кусок чёрного хлеба, который он, уходя в лес, взял про запас, да не съел. Вспомнив выражение «заячья капуста», автор остроумно назвал этот хлеб «лисичкиным», может, потому он показался Зиночке необыкновенно вкусным. Зверушки, рыбы, птицы средней полосы России – главные герои сказочных историй писателя.

Детский писатель и художник Евгений Иванович Чарушин вошел в историю как один из любимых детских авторов, увлекательно рассказывающих о природе и животном мире. Бесспорно, он стал лучшим художником-анималистом в России и равных ему не было и нет по сей день. Книги для детей, которые он создал при жизни, принесли радость не одному поколению юных читателей и научили их полюбить загадочный мир зверей и птиц.

Рассказы Пришвина рассказывают нам об этом, обо всём великолепии и сказочности леса. Его лес - это жизнь во всём её многообразии. Куда ни кинешь взгляд - везде что-то живёт, дышит, шевелиться, бежит, крадётся, думает и даже разговаривает. Когда читаешь рассказы этого русского писателя , иногда кажется, что порой Михаил Пришвин совершенно не делает границ между животными и человеком...

По всем возрастным группам конспекты занятий можно взять из книги О. А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию».: Санкт - Петербург «Детство – Пресс» 2006

Памятка для воспитателей « УГОЛОК КНИГИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

Основной принцип организации книжного уголка– Необходима и связь с темой воспитательно-образовательной работы в группе. Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней . Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр, иллюстрирующие потешки, песенки, сказки.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников-иллюстраторов. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта книг. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Но главное условие - это удобство и целесообразность, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой, подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Что должно быть в книжном уголке младшей группы?

В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями .

    Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам (не более 5листов)

    Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.)

    Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки

    Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками)

    Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками

    Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами (можно в виде картотеки)

    Тематические альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Сказки», «Домашние животные» и др.)

    Речевые игры «Назови одним словом», «Кто как кричит?», «Назови детеныша животного» и др.

Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д .).

Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.

удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с темой воспитательно-образовательной работы в группе. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа.

Условия оформления уголка - удобство и целесообразность, кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой, подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Что должно быть в книжном уголке средней группы?

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).

        • Сказки, стихи, рассказы, произведения фольклора (см. программный материал)

  • Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками (сказка «Репка» иллюстрированная художниками Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым) ;

    Тематические альбомы: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года» и др.;

    Открытки, иллюстрации для рассматривания по содержанию худ. произведения;

    Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения, сюжетные картинки (можно оформить в виде картотеки)

    Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;

    Тематические выставки книг: «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей», «Стихи А.Барто» и др. (1 раз в квартал);

    Речевые игры: «Угадай сказку», «Угадай героя сказки», «Что сначала, что потом» и пр.

    Материал для ремонта книг

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для настольного театра.

Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СТАРШЕЙ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДОУ»

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.

Основной принцип организации книжного уголка – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с изучаемой детьми темой недели.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение

Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене или подставке можно повесить (поставить) репродукции картин, портреты писателей, художников - иллюстраторов

Удобство и целесообразность

Соответствие возрастным особенностям и потребностям детей

Содержание книжного уголка в старших и подготовительных группах детского сада и педагогическая работа в них определяется изменениями в литературном развитии детей: для старшего дошкольника чтение становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

Что должно быть в книжном уголке?

Содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 8-10 и 10-12 разных книг:

    учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения;

    в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнк а , знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

    книги, отражающие тематику недели;

    2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок

    художественные произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях (рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления);

    юмористические журналы и книги (С. Маршак, С. Михалков, Н. Носов, В. Драгунский, Э.Успенский). Общение с этими произведениями развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе;

    энциклопедии, подборки научно-популярных журналов

    интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки

    книги – самоделки, состоящие из рассказов и рисунков детей, записанных взрослыми

    тематические альбомы («Времена года», «Профессии взрослых» и др.

    тематические выставки ( «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова, «Сказки А.С.Пушкина», «Дети в стихах А.Барто», «Книжки малышки», «Времена года в поэзии», связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником и пр.) ; цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

    речевые игры

    наборы предметных и сюжетных картинок

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Для детей 5-7 лет можно организовать дежурство в уголках книги, они выдают книги, отвечают за них, получают книги. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях и их книгах. Цель – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:

Ø факты из жизни писателя должны быть точными и научными;

Ø изложение должно быть образным, интересным;

Ø рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы, например:

Ø рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;

Ø рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом;

Ø в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра диафильмов;

Ø особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.

В процессе беседы выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.