Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Автопортреты. Густав Курбе

"От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного", - злобно писал Александр Дюма-сын по поводу картины Гюстава Курбе "Спящие" (1866). Интересно, что бы сказал великий писатель, увидев полотно "Происхождение мира" , который публике показали лишь в конце XX века - через полтора столетия после его создания? Долгое время скандальная картина находилась в частной коллекции, ныне она выставлена в музее Орсе. До сих пор к ней приставлен охранник, призванный предотвращать бурную реакцию зрителей.

Гюстав Курбе считается основателем нового художественного стиля - реализма. Рихард Мутер писал: "Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают". Действительно, творчество художника порождало громкие скандалы на протяжении всей его жизни.

Родился Курбе 10 июня 1819 года в Орнане, недалеко от швейцарской границы. Его отец владел виноградниками около Орнана. В 1831 году юноша начал посещать семинарию в Орнане, а в 1837 году по настоянию отца поступил в юридический колледж в Безансоне. В это время он также посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. В 1839 году Курбе отправился в Париж, где познакомился с художественной коллекцией Лувра. Особо сильное впечатление произвели на него малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес. Юриспруденции молодой человек предпочёл занятия в художественных мастерских. В 1844 году его картина "Автопортрет с собакой" была выставлена в Парижском салоне (остальные предложенные им картины были отвергнуты жюри). В эти же годы он написал большое количество автопортретов, несколько раз посетил Орнан, путешествовал по Бельгии и Нидерландам, где устанавливал контакты с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдаг. В Париже он познакомился с и Оноре Домье .

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи всё ещё был академизм и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. В 1847 году все три его работы были отвергнуты жюри. Салон также не принял полотна таких известных мастеров, как Эжен Делакруа и Теодор Руссо. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны (известный символ бонапартизма). После падения Коммуны он полгода отсидел в тюрьме и был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило художника удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете 31 декабря 1877 года.

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить наиболее известные полотна Гюстава Курбе.

1. "Автопортрет с черной собакой" (1842)

Первая картина Курбе, имевшая настоящий успех, была написана в Париже. Себя художник изобразил сидящим на земле у входа в грот Плезир-Фонтен (недалеко от Орнана). Слева от него лежат трость и альбом для этюдов, справа на фоне залитого солнцем пейзажа тёмным силуэтом выделяется чёрный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане - несколько пробных мазков, сделанных мастихином - инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством. В мае 1842 года Курбе писал родителям: "Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем - её подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне". Два года спустя этот автопортрет откроет Курбе двери Салона - честь, которой усиленно добиваются все начинающие. В настоящее время картина хранится в музее дю Петит Палас в Париже.

2. "Послеобеденное время в Орнане" (1849)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Картина была задумана и частично написана до 1849 года, во время одного из приездов художника в родной город. Завершена она была уже в Париже. Филолог и романист Франсис Вей написал о своей встрече с Курбе: "Нас принял высокий молодой человек с великолепными глазами, но тощий, бледный, желтый, костлявый... Он молча кивнул мне и вновь сел на табурет перед, мольбертом, где стоял холст "Послеобеденное время в Орнане". <...> Почему вы ещё не стали знаменитым при таком редком, таком замечательном таланте? - воскликнул я. - Еще никто никогда не писал так, как вы!" - "Верно! - отозвался художник с мужицким акцентом обитателя Франш-Конте. - Я пишу как бог!".

3. "Дробильщики камня" (1849)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


В письме к Франсису Вею Курбе описывает это полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: "Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн-Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек - они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной... на одной стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне - молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь". В романе "Биез из Серина" , написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги. Известный французский политик, философ и социолог Пьер Жозеф Прудон в 1864 году назвал Курбе первым подлинно социальным художником, а "Дробильщиков камня" - первой социальной картиной.

4. "Здравствуйте, господин Курбе!" (1854)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


В мае 1954 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению известного мецената и коллекционера Альфреда Брюйа . На картине художник изобразил себя с тростью и ранцем за спиной в тот момент, когда на дороге его встретил Брюйе, слуга и собака. Картина, написанная с предельным реализмом, произвела сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального искусства, свободного от условностей академической живописи. Курбе писал картины на реальные сюжеты и этим, в частности, оказал серьёзное влияние на творчество импрессионистов. Говорят, что когда ему предложили дописать фигуры ангелов в картине, предназначенной для церкви, он ответил: "Я никогда не видел ангела. Покажите мне ангела, и я напишу его".

5. "Спящие" (1866)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


На картине, которая буквально взорвала буржуазную Европу, две обнажённые женщины лежат в обнимку на застеленной белой простынёй постели, в результате чего предстающая перед зрителем сцена кажется сценой лесбийской любви. Разорванное жемчужное ожерелье и пришедшая в беспорядок простыня только усиливают это ощущение. Полотно до такой степени возмутило общественность, что пресса буквально взорвалась негодующим воплем. Художественная ценность картина стала очевидной лишь годы спустя, когда скандал поутих.

«Автопортрет с чёрной собакой» , написанный Курбе в 1842 году, поражает самоуверенностью, исходящей от фигуры молодого художника.

Одет Курбе на манер естествоиспытателя: он обладает как художественным видением, так и практическим знанием (не будем забывать, что Курбе – выходец из крестьянской семьи). Сидящая рядом чёрная собака с длинной волнистой шерстью не только подчеркивает локоны самого Курбе, но, вторя струящемуся силуэту его накидки, является своего рода воплощением покорившейся художнику природы.

Эстетика маньеризма вкупе с общим пластическим строем картины, а также вполне конкретными деталями вроде акцента, сделанного на руке, наводят на сравнения с «Автопортретом в выпуклом зеркале» молодого Пармиджанино, в 1524 году приехавшего покорять Рим.

Уже под этим ранним «Автопортретом с чёрной собакой» можно подписать более позднее высказывание Курбе, «рокот океана мощен, но он не заглушит рёва моей славы». Определённо, Курбе настроен решительно: осанка, гордо вскинутая голова, тёмная одежда придают ему сходство с неким таинственным принцем, вернувшимся из изгнания, чтобы занять принадлежащий ему трон. Пройдёт три десятилетия, Курбе и в самом деле отправится в изгнание, а автопортреты, изображающие красивого брюнета, уступят аллегорическим натюрмортам с кровоточащей форелью.


Схожий фэшн-типаж : Жако Ван ден Ховен

Имя : Эжен Делакруа

Возраст : 15 лет

Одноклассник Эжена Делакруа позже вспоминал о внешности Делакруа-подростка: «Паренёк с оливковой кожей, мерцающими глазами, живым лицом, впалыми щеками, с насмешливой улыбкой, всегда игравшей на губах. Он был худеньким, с изящной фигуркой, и его густые, волнистые тёмные волосы свидетельствовали о южном происхождении ». Что ж, такое описание вполне удовлетворяет самому раннему портрету, выполненному дядей художника. Однако более полное представление о чертах лица юного Делакруа даёт акварель, написанная несколькими годами позже. Автор неизвестен, что, впрочем, неудивительно: его стиль явно не отличался самобытностью, хотя именно поэтому для нас этот портрет и представляет отдельный интерес. Будем надеяться на добросовестность художника, не увлёкшегося живописью настолько, чтобы в погоне за выразительностью исказить черты портретируемого.

Большая голова, главный объект насмешек сверстников, в пышных крупных локонах, широкие скулы и заострённый подбородок с ямочкой – лицо изображённого на портрете юноши идеально вписалось бы в сердце-медальон.

Расплывчатая, очень неопределённая улыбка играет на приоткрытых губах, «загибая» один уголок вверх; брови едва нахмурены; взгляд больших глаз, нежный и пытливый одновременно, направлен куда-то в сторону больше, чем требуется для создания «благородного ракурса», словно что-то привлекло его внимание. Вот она, иллюстрация к словам Жюллиана о детстве Делакруа: «В разгар игры или посреди урока он мог, позабыв обо всём, погрузиться в задумчивость, а то вдруг мечтательность сменялась приливами какой-то бурной активности, и тогда он оказывался куда живее и проказливее своих товарищей » .

Схожий фэшн-типаж : Бенджамин Эйдем

Имя : Жан Огюст Доминик Энгр

Возраст : 20 лет


Жак Луи Давид, "Портрет Жана Огюста Доминика Энгра", 1800.

На раннем портрете, принадлежащем кисти Давида, Жан Огюст Доминик Энгр совсем ещё юн, но, в отличие от Делакруа, столь же юного на портрете Жерико, его никак нельзя назвать мальчишкой. Не смотря на детскую округлость лица и взъерошенные, как у воробья, волосы, осанка будущего лидера французского академизма излучает спокойную уверенность, в упрямой складочке, идущей из уголка губ, читается целеустремлённость, в нахмуренных бровях – сравните их с растерянно приподнятыми полукружиями бровей Делакруа – чувствуется упорство. Общая цветовая гамма – тёплая, очень «земная» – усиливает то впечатление человека, здраво смотрящего на вещи, которое производит лицо юноши.

Именно эти качества – упорство, цельность характера, серьёзность, – отличали Энгра, судя по воспоминаниям Этьенна Делеклюза, ещё в мастерской Давида. Раннему становлению характера способствовала и материальные затруднения, с которыми Энгр столкнулся в юности: родители не обладали большим достатком, и одновременно с обучением живописи в Тулузе он играл в оркестре театра «Капитолий». Ситуация изменится в лучшую сторону с переездом Энгра в Париж, где, обретя определённую известность лучшего ученика Давида, молодой художник стал зарабатывать портретами. Отношения между легендарным Жаком-Луи Давидом и его новым учеником складывались непросто. Отчуждённость Давида от своей модели чувствуется и в рассматриваемом портрете 1800 года: кажется, Давид не стремится проникнуть в характер Энгра, а тот, в свою очередь, не спешит перед ним раскрыться.

Схожий фэшн-типаж : Нильс Батлер






IV

Имя : Пабло Пикассо

Возраст : 19 лет


Пожалуй, наиболее известный из ранних автопортретов Пабло Пикассо – рубежа веков, что символично – удивляет всех, кто видит его в первый раз. Нехарактерное для художника строго фронтальное изображение лица, где грубые косые штрихи чередуются с дымчатой растушёвкой, вроде того, как на мальчишеском лице проступают первые признаки взросления.
Одна из любимых метафор XX века - зеркало, дверь в другой мир, путешествие в который почти наверняка окажется рискованным и неприятным. На автопортрете Пикассо словно изучает своё отражение, набравшись отваги взглянуть на себя таким, каков он есть на самом деле, не защищаясь от внешнего мира иронией, не обращая всё в шутку, не борясь с поглощающей меланхолией. Он стоит на перепутье: шагнуть ли в головокружительную глубину, остаться ли по эту сторону внешней реальности, - и он выбирает первое. Неудивительно, зная, что именно Пикассо чуть позже откроет кубистическое видение, важнейшая составляющая которого – взгляд «изнутри».

Схожий фэшн-типаж : Бастиан Ван Гаален






Имя : Эгон Шиле

Возраст : 17 лет



Прежде, чем в творческой манере Эгона Шиле произошёл, в прямом смысле, драматичный перелом, его работы, как и он сам, казались такими гладкими, такими причёсанными. Даже не верится, что этот розовощёкий школьник с бантом и невротичный взъерошенный дьявол с полными отчаянного эксгибиционизма картинами – один и тот же человек. Однако мальчишка не так прост, как может показаться: он создан не из плоти и крови, а из какого-то сверхтяжёлого живописного вещества, обладающего колоссальным зарядом тёмной энергии. Обратите внимание на глаза: такие большие, они должны бы казаться красивыми, но, лишённые белка, они лишены и какого бы то ни было человеческого выражения. Это глаза зверя, глаза существа, не человека. Голубоватый свет падает на лицо и прядь густых волос, окончательно лишая красочное поле какого бы то ни было намёка на тепло и уют. Здоровый румянец обращается лихорадочным горением, а приятная улыбка – двусмысленной ухмылкой.

Питер Брейгель Ст. Охотники на снегу. Фрагмент

Охотники Брейгеля, часовой Фабрициуса, мопс Хогарта, вериги из Переславля-Залесского

15 марта 2018 Людмила Бредихина

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Музей истории искусств, Вена

Только не путайте этих охотников с "Охотниками на снегу" Питера Брейгеля Младшего, что довольно трудно. Попробуйте сориентироваться по собакам ― у Старшего они совсем унылые. Эта картина из цикла "Времена года" из шести картин (сохранилось пять). Три из них находятся в собрании Музея истории искусств в Вене. Здесь, понятное дело, зима. Видимо, уникальная резкость картины завораживала кинорежиссеров и часто цитировалась многими, от Тарковского в "Зеркале" до Триера в "Меланхолии". В оригинале на льду, говорят, видны тени людей. Это в пасмурную-то погоду!


Птицы на воле и в ловушке, собаки и охотники ― все и впрямь очень меланхоличны. Охотникам практически без добычи (одна лиса на всех) явно неприятно смотреть влево, в сторону костра, где опаливают домашнюю свинью, и даже дети при деле. Меланхоличный пейзаж вряд ли писан с натуры, но жизнь здесь пока идет своим чередом, люди возят хворост, тушат пожар, катаются на коньках и санках. Питер Брейгель Старший отсылает нас не только к Ларсу фон Триеру, но и к недавней лекции Бориса Гройса в Киеве насчет того, что искусство давно готово к концу света. А мы все никак.

Антон ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта. Около 1634-1635. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Фламандец Антон ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене и был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями. В десятилетнем возрасте его отдали в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена. Попозже он испытал сильное влияние Рубенса, у которого тоже работал помощником, а потом уж ― влияние венецианской школы. Ван Дейк написал столько изящных парадных портретов, что его можно считать причастным к самоубийству этого жанра. "Портрет Джеймса Стюарта" (1632) ― прекрасный тому пример. Элегантный герцог, не менее элегантно написанный, много теряет рядом со своей живой и непосредственной собакой. На собак парадность, к счастью, не распространялась.

Герард Терборх. Женщина, моющая руки. 1665. Дрезденская галерея

Герард Терборх ― мастер жанровой живописи голландской школы. Оставил множество сцен из крестьянской жизни, писал доярок и коров, но с конца 1640-х начал специализироваться на интерьерах с небольшим числом действующих лиц. Художник сильно нуждался и, понятно, в качестве моделей часто использовал круг близких людей, в частности, сестру Гезину. Скорее всего, именно она и ее собачка изображены на картине. А картины на стене, скорее всего, принадлежат кисти самого Герарда. Жаль, резкость здесь не та, что у Брейгеля Старшего. Собачка на редкость мила и держится с большим достоинством. В еe глазах легко прочесть: "И в бедности достойна добродетель". То же мы читаем в облике дамы. Дамы и их собачки часто пребывают в полном согласии, что и увековечил внимательный голландский художник.

Сэмюэл Диркс ван Хогстратен. Вид вдоль коридора. 1662. Национальный фонд Дирхэм-парк, Великобритания

Ученик Рембрандта, писатель, поэт, учtный, теоретик искусства. Одновременно с Сэмюэлом в мастерской Рембрандта учился Карел Фабрициус, благодаря общению с которым Хогстратен увлекся перспективой и разными эффектами по обману зрения. В этой области он как раз и прославился. Знаменитой стала "перспективная коробочка", внутри которой можно через смотровое отверстие увидеть миниатюрное изображение интерьера типичного голландского дома. Впрочем, его традиционные картины вроде "Вида вдоль коридора" тоже часто построены на эффектах перспективы.

Карел Фабрициус. Часовой». 1654. Художественный музей, Шверин

Самый известный ученик Рембрандта. Его судьба экзотически трагична ― он с семьей взорвался на пороховом погребе. Сохранилось всего десять картин этого художника. К числу шедевров принадлежит виртуозная композиция "Часовой" и маленькая картина "Щегленок" с контрастом тщательно прописанного насеста и несфокусированной птички. Обе работы написаны в один год. Картина "Часовой" знаменита сложным решением света и тени ― солнце энергично вламывается в городское пространство и весьма своевольно организует перспективу. Часовой с ружьем тем временем сладко спит. Трогательная черная собачонка заняла промежуточную позицию ― неподвижная, как часовой, она выражает сложную гамму чувств от праздного любопытства до преданности и живого укора.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Мальчик с собакой. 1650-1660. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Знаменитый испанский живописец, глава севильской школы. Испытал влияние ван Дейка, Веласкеса, с которым дружил, и итальянской школы, конечно. Оставил огромное наследство ― более 400 картин разных жанров. Среди них сценки из народного быта и повседневной жизни детей, обитателей севильских улиц. Картина "Мальчик с собакой" из этой серии. Для испанского бытового жанра характерны крупнофигурная композиция и отсутствие сюжетного действия. В образах Мурильо легко улавливается нотка сентиментальности. Между этим портретом и "Портретом Джеймса Стюарта" тридцать лет и вся Европа. Присутствие собаки подчеркивает те серьезные изменения, которые произошли в живописном портрете.

Уильям Хогарт. Автопортрет с мопсом Трампом. 1745. Галерея Тейт, Лондон

Хогарта часто называют основателем национальной английской школы живописи, хотя никто из младших соотечественников не был его прямым учеником. Художник смело экспериментировал с композицией, колористическим решением, манерой наложения мазка. Знаменитый "Автопортрет с собакой" напоминает скульптурный бюст, хотя построен им как натюрморт, центральную часть которого занимает овальное изображение, расположенное на стопке книг, среди которых, конечно, Шекспир. Большое влияние на Хогарта оказала идея Просвещения о том, что с помощью творчества можно искоренять пороки. На переднем плане помещены любимый пес Хогарта — Трамп и палитра с нанесенной на нее волнистой линией, которую художник почему-то называл "линией красоты". Трамп, подобно хозяину, строг и печален ― мир так не совершенен. И заметьте, как выгодно сам Трамп отличается от нынешних мопсов. В наше время Хогарту поставили памятник, естественно, с Трампом, хотя последнего несправедливо задвинули за фигуру художника. Думаю, Хогарт этого не позволил бы.

Филипп Рейнегл. Портрет музыкальной собаки. 1805. Музей изобразительных искусств штата Вирджиния, США


Удивительный художник, который в какой-то момент испытал отвращение к портретной живописи и в итоге стал успешным анималистом. Нечего добавить.

Артур Элсли. Собаки егеря. Около 1908. Частная коллекция

И в наше время любовь к собакам может сыграть злую шутку с живописцем. Если бы Артур Элсли не так заметно предпочитал собак людям, его живопись определенно выиграла бы. А теперь она, по общему мнению, находится на границе между искусством и китчем: еще не китч, но уже и не искусство. На картине "Собаки егеря" видна неприятная кукольность лиц детей (мне кажется, иногда это заметно на картинах нашего Перова). Да и сам егерь не так хорошо выглядит, как его собаки. Хотя получше детей-то…

Эдмунд Блэр Лейтон. Леди Годива. 1892. Национальный фонд Дирхэм-парк, Великобритания


Эдмунд Лейтон ― художник второй волны прерафаэлитов. Эта картина ― единственная, известная мне, где легендарная леди Годива полностью одета. И единственная картина, где собаки изображены сзади.

Легендарная леди была женой графа Леофрика, одного из самых влиятельных людей Англии и приближенного короля Эдуарда Исповедника (XI век). Уполномоченный монархом, граф собирал непомерные налоги с подданных. До наших дней дошли исторические свидетельства о жестокости графа к неплательщикам ― вплоть до смертной казни! Благочестивая Годива упрашивала мужа изменить поведение, и однажды, будучи очень пьяным, Леофрик обещал сделать это, если жена проедет обнаженной на лошади по улицам города Ковентри. Он был абсолютно уверен, что известная монашеским поведением Годива не решится на такой поступок. Но она решилась. Правда, попросила жителей города закрыть в этот момент ставни. По легенде, жестокий граф устыдился и сделался много мягче.

В 1678 году жители Ковентри учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день.

История о леди Годиве несколько напоминает известную жителям Переславля-Залесского легенду о жестком сборщике налогов Никите. Этот мытарь был так упорен и жесток, что однажды благочестивая жена его увидела в борще руки-ноги несчастных жертв, на что тут же указала Никите. Тот ужаснулся и со свойственным ему упорством твердо встал на путь праведника. Сегодня Никитский монастырь в Переславле хранит его вериги, которые оказались полезны для излечения одержимости (практик экзорцизма).

«Автопортрет с чёрной собакой» , написанный Курбе в 1842 году, поражает самоуверенностью, исходящей от фигуры молодого художника.

Одет Курбе на манер естествоиспытателя: он обладает как художественным видением, так и практическим знанием (не будем забывать, что Курбе – выходец из крестьянской семьи). Сидящая рядом чёрная собака с длинной волнистой шерстью не только подчеркивает локоны самого Курбе, но, вторя струящемуся силуэту его накидки, является своего рода воплощением покорившейся художнику природы.

Эстетика маньеризма вкупе с общим пластическим строем картины, а также вполне конкретными деталями вроде акцента, сделанного на руке, наводят на сравнения с «Автопортретом в выпуклом зеркале» молодого Пармиджанино, в 1524 году приехавшего покорять Рим.

Уже под этим ранним «Автопортретом с чёрной собакой» можно подписать более позднее высказывание Курбе, «рокот океана мощен, но он не заглушит рёва моей славы». Определённо, Курбе настроен решительно: осанка, гордо вскинутая голова, тёмная одежда придают ему сходство с неким таинственным принцем, вернувшимся из изгнания, чтобы занять принадлежащий ему трон. Пройдёт три десятилетия, Курбе и в самом деле отправится в изгнание, а автопортреты, изображающие красивого брюнета, уступят аллегорическим натюрмортам с кровоточащей форелью.


Схожий фэшн-типаж : Жако Ван ден Ховен

Имя : Эжен Делакруа

Возраст : 15 лет

Одноклассник Эжена Делакруа позже вспоминал о внешности Делакруа-подростка: «Паренёк с оливковой кожей, мерцающими глазами, живым лицом, впалыми щеками, с насмешливой улыбкой, всегда игравшей на губах. Он был худеньким, с изящной фигуркой, и его густые, волнистые тёмные волосы свидетельствовали о южном происхождении ». Что ж, такое описание вполне удовлетворяет самому раннему портрету, выполненному дядей художника. Однако более полное представление о чертах лица юного Делакруа даёт акварель, написанная несколькими годами позже. Автор неизвестен, что, впрочем, неудивительно: его стиль явно не отличался самобытностью, хотя именно поэтому для нас этот портрет и представляет отдельный интерес. Будем надеяться на добросовестность художника, не увлёкшегося живописью настолько, чтобы в погоне за выразительностью исказить черты портретируемого.

Большая голова, главный объект насмешек сверстников, в пышных крупных локонах, широкие скулы и заострённый подбородок с ямочкой – лицо изображённого на портрете юноши идеально вписалось бы в сердце-медальон.

Расплывчатая, очень неопределённая улыбка играет на приоткрытых губах, «загибая» один уголок вверх; брови едва нахмурены; взгляд больших глаз, нежный и пытливый одновременно, направлен куда-то в сторону больше, чем требуется для создания «благородного ракурса», словно что-то привлекло его внимание. Вот она, иллюстрация к словам Жюллиана о детстве Делакруа: «В разгар игры или посреди урока он мог, позабыв обо всём, погрузиться в задумчивость, а то вдруг мечтательность сменялась приливами какой-то бурной активности, и тогда он оказывался куда живее и проказливее своих товарищей » .

Схожий фэшн-типаж : Бенджамин Эйдем

Имя : Жан Огюст Доминик Энгр

Возраст : 20 лет


Жак Луи Давид, "Портрет Жана Огюста Доминика Энгра", 1800.

На раннем портрете, принадлежащем кисти Давида, Жан Огюст Доминик Энгр совсем ещё юн, но, в отличие от Делакруа, столь же юного на портрете Жерико, его никак нельзя назвать мальчишкой. Не смотря на детскую округлость лица и взъерошенные, как у воробья, волосы, осанка будущего лидера французского академизма излучает спокойную уверенность, в упрямой складочке, идущей из уголка губ, читается целеустремлённость, в нахмуренных бровях – сравните их с растерянно приподнятыми полукружиями бровей Делакруа – чувствуется упорство. Общая цветовая гамма – тёплая, очень «земная» – усиливает то впечатление человека, здраво смотрящего на вещи, которое производит лицо юноши.

Именно эти качества – упорство, цельность характера, серьёзность, – отличали Энгра, судя по воспоминаниям Этьенна Делеклюза, ещё в мастерской Давида. Раннему становлению характера способствовала и материальные затруднения, с которыми Энгр столкнулся в юности: родители не обладали большим достатком, и одновременно с обучением живописи в Тулузе он играл в оркестре театра «Капитолий». Ситуация изменится в лучшую сторону с переездом Энгра в Париж, где, обретя определённую известность лучшего ученика Давида, молодой художник стал зарабатывать портретами. Отношения между легендарным Жаком-Луи Давидом и его новым учеником складывались непросто. Отчуждённость Давида от своей модели чувствуется и в рассматриваемом портрете 1800 года: кажется, Давид не стремится проникнуть в характер Энгра, а тот, в свою очередь, не спешит перед ним раскрыться.

Схожий фэшн-типаж : Нильс Батлер






IV

Имя : Пабло Пикассо

Возраст : 19 лет


Пожалуй, наиболее известный из ранних автопортретов Пабло Пикассо – рубежа веков, что символично – удивляет всех, кто видит его в первый раз. Нехарактерное для художника строго фронтальное изображение лица, где грубые косые штрихи чередуются с дымчатой растушёвкой, вроде того, как на мальчишеском лице проступают первые признаки взросления.
Одна из любимых метафор XX века - зеркало, дверь в другой мир, путешествие в который почти наверняка окажется рискованным и неприятным. На автопортрете Пикассо словно изучает своё отражение, набравшись отваги взглянуть на себя таким, каков он есть на самом деле, не защищаясь от внешнего мира иронией, не обращая всё в шутку, не борясь с поглощающей меланхолией. Он стоит на перепутье: шагнуть ли в головокружительную глубину, остаться ли по эту сторону внешней реальности, - и он выбирает первое. Неудивительно, зная, что именно Пикассо чуть позже откроет кубистическое видение, важнейшая составляющая которого – взгляд «изнутри».

Схожий фэшн-типаж : Бастиан Ван Гаален






Имя : Эгон Шиле

Возраст : 17 лет



Прежде, чем в творческой манере Эгона Шиле произошёл, в прямом смысле, драматичный перелом, его работы, как и он сам, казались такими гладкими, такими причёсанными. Даже не верится, что этот розовощёкий школьник с бантом и невротичный взъерошенный дьявол с полными отчаянного эксгибиционизма картинами – один и тот же человек. Однако мальчишка не так прост, как может показаться: он создан не из плоти и крови, а из какого-то сверхтяжёлого живописного вещества, обладающего колоссальным зарядом тёмной энергии. Обратите внимание на глаза: такие большие, они должны бы казаться красивыми, но, лишённые белка, они лишены и какого бы то ни было человеческого выражения. Это глаза зверя, глаза существа, не человека. Голубоватый свет падает на лицо и прядь густых волос, окончательно лишая красочное поле какого бы то ни было намёка на тепло и уют. Здоровый румянец обращается лихорадочным горением, а приятная улыбка – двусмысленной ухмылкой.

Курбе был великолепным портретистом. При этом он сам часто выступал в роли натурщика для своих полотен.

В начале 1840хгг. Курбенаписал«Автопортретсчерной собакой» - только что подаренным ему спаниелем. Он изобразил себя в Орнане на фоне скал около грота Плезирр Фонтен. Его глаза затенены полями черной шляпы, по плечам струятся длинные вьющиеся волосы, рядомлежитальбомдлянабросков.Силуэт чернойсобакидополняетромантический образмолодогохудожника.




«Автопортрет с черной собакой»

Всередине 1840хгг.он появляетсярядомс однойиз своихмоделейвкартине«Счастливые влюбленные».

Вконце 1840х гг. он еще раз предстает на фоне природы в виде лежащего под деревом юноши, раненного на дуэли


«Раненый»

А в Салоне 1849 г. был выставлен«Человек с кожаным поясом» - опираясь локтем на альбомы и рисунки, Курбе грустно смотрелна зрителя. Казалось,страдание, мечта, отвлеченность отпрозы жизни сталиосновнойлиниейегоискусства.Однако кконцу десятилетияперед зрителями предстаетновыйКурбе-тот,когоможно называть реалистом.

Человек с кожаным поясом

В1848-1850гг.Курбепишетогромные полотна,темойкоторыхстановитсяжизнь егосовременников.Вкартине«Послеобеденное время в Орнане» он изображает себя, своего отца и двоих друзей перед камином на кухне своегодома.Настолестоят неубранные бутылки вина, под стулом спит бульдог. Картина, выставленная в Салоне 1849 г., поразилазрителейсвоейнеобычностью. Во-первых,на смену сюжетам классицизма изисторииДревнегоРима,средневековья, восточным, литературным мотивам романтиковпришлисамыепрозаическиесцены изобыденнойжизни.Во-вторых,никогда ещениодин художник не писал жанровых картин такого большого размера, - человеческие фигуры у Курбе были изображены в натуральную величину. Звучание жанровой живописибыло поднятодоуровня монументальной.КартинаполучилавСалоне вторую золотую медаль и была куплена государством. Это ставило художника вне конкурса: теперь жюри не имелоправа отвергать егокартины (хотяна практикеэто не всегда соблюдалось).



Послеобеденное время в Орнане

В 1847 году Курбе посетил Голландию. После этой поездки произошел перелом в творчестве художника. Под влиянием голландского искусства он порвал с романтизмом, по крайней мере, с его стилевыми приемами.


автопортрет с трубкой

Сегодня одной из самой воспроизводимой его работой оказывается «Здравствуйте, господин Курбе» из Музея Фабра в Монпелье - не зря в ней так много общего и с народными эстампами, и с традицией, восходящей к Ренессансу. Карикатуристы пародировали картину с особым тщанием, но потомкам оказалось важнее дружелюбие встречи буржуа и художника, мечтавшего о прямом обращении к публике и согласного ради этого на роль странника и дикаря. Однако, критики дали ей более красноречивое название - «Богатство склоняется перед гением».

В мае 1854 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению Альфреда Брюйа, известного мецената и коллекционера. Курбе представил самого себя с тростью и ранцем за спиной в тот самый момент, когда по дороге в Монпелье его встретили Брюйа, его слуга и собака. Выбор подобного сюжета, написанного с прямолинейным реализмом и правдивостью, произвел сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году.



"Здравствуйте, господин Курбе"

Социалистические убеждения не помешали Курбе изобразить почтительного камердинера без тени иронии. Его взгляд выражает убеждение, будто он считает себя недостойным присутствовать при встрече.

Курбе и Брюйа были масонами, о чём свидетельствуют их жесты, характерные для масонского ритуала встречи. Белые перчатки - также обязательная деталь масонского костюма.

Голова Курбе высоко поднята, лицо выражает искреннюю радость. Непринуждённо держит себя Брюйа. Торчащая борода художника впоследствии стала любимой мишенью для карикатуристов.


Деталь картины

Об огромном влиянии картины на современников говорит уже то, что впоследствии в той или иной форме ее цитировали в своих работах многие художники, из которых назовем хотя бы того же Поля Гогена и его «Здравствуйте, господин Гоген» (1889).


Гоген. "Здравствуйте, господин Гоген"

Вскоре после написания этой картины Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального типа искусства, свободного от условностей академической живописи на исторические и религиозные сюжеты. Отказавшись от литературных сюжетов в пользу реального мира, окружавшего художника, Курбе оказал серьезное влияние на Эдуарда Мане и импрессионистов. Говорят, что когда его попросили дописать в картине, предназначенной для церкви, фигуры ангелов, он ответил: "Я никогда не видел ангелов. Покажите мне ангела, и я напишу его"

Курбе любил наблюдать игру света на воде. Он написал целый рад морских пейзажей. На полотне «Морской пляж в Палавасе» (1854) изображён сам художник, приветствующий, Средиземное море.



Морской пляж в Палавасе

Автопортрет «Человек с трубкой» (1873-1874) имел успех в салоне. Его приобрёл Луи Наполеон.


«Человек с трубкой» (1873-1874)

В части автопортретов, написанных очень сдержанно, прослеживается влияние старых испанских и голландских мастеров, чьи работы Курбе прилежно изучал во время посещения Лувра.


Шарж, нарисованный в 1859 году другом Курбе критиком Жюлем Шамфлери